История. События. Факты.

Специ­фикой Сургутского района является его удаленность от «Большой земли». Выражение «Большая зем­ля» употреблялось в 60-е, 70-е гг. по отношению к областному центру, го­роду Тюмени. Традиционно наиболее надежный путь из Сургута в Тюмень был водный, его протяженность составляет около 2505 километров.

Величайшая река Обь по площади бассейна занимает пятое место среди рек Земли и первое – в нашей стране. Если исток Катуни принять за начало Оби, то её длина составит 4345 км, если начальной точкой считать исток Иртыша – то более 5400 км. На Сургутский район приходится среднее течение Оби это  275 км.Около города Сургута река Обь разделяется на два рукава: Главную и Юганскую Обь, в которые впадают притоки: Кульеган, Большой Салым, Лямин, Пим, Тромъ – Еган.

Город Сургут расположен в точке пересечения крупнейшего транспортного узла Западной Сибири. Это и судоходство, и воздушное сообщение, а также железнодорожное и автомобильное. Однако те, кто занимается перевозкой больших грузов, знают, что самым экономичным транспортом по-прежнему остаётся перевозка грузов водными артериями. Погрузку и разгрузку транспортируемых грузов в округе осуществляют четыре речных порта и более десятка причалов в капитальном исполнении.

Сегодня одним из самых крупных портов в ХМАО считается Сургутский. При его участии создавалась вся нефтяная, энергетическая и строительная индустрия. В шестидесятые годы газетные полосы были наполнены материалами, в которых ощущался напряженный ритм буден Сургутского речного порта. История закладки и строительства его началась с приказа министра речного флота РСФСР №163 от 17.12.1964г. «В связи с ростом объема грузопассажирских перевозок в Сургуте на базе местной пристани организовать речной порт второго разряда».

Первое упоминание о Сургутской пристани относится к XIX веку. Пристань в то время находилась на Белом Яру. В 30-е гг. ХХ века репрессированные раскорчевали новое место для пристани по правому берегу реки Оби, в районе спецпоселка Черный Мыс.

В начале 60-х гг. порт представлял собой крайне слабо оснащенную базу перевалки грузов с судов на берег. Разгрузку вели 6 паровых плавучих кранов типа «РМЗ» (грузоподъёмностью 3 тонны) и 2 плавучих пятитонных крана «КПЛ-5».

Началом строительства шпунтовой стенки нынешнего порта на невысоком торфяном берегу (ниже речки Чёрная и выше Лога, где в то время зимовал речной флот рыбоконсервного комбината), стала забивка летом 1966г. первого шпунта. А уже осенью 1970г. была сдана в эксплуатацию первая очередь речного порта с пятью портальными кранами. Это событие и стало действительно рождением порта, как предприятия с растущими объёмами переработки грузов и увеличением количества грузоподъёмности перегрузочной техники. Его мощь и размеры продолжают поражать и сегодня на смотрящих со стороны, а вернее с противоположного берега Оби — 800 метров речной стенки, в том числе 118 метров причала геологов.

За эти годы Сургутский речной порт прочно завоевал своё место на рынке услуг, а в деловых кругах предприятие известно как деловой партнёр.

Читайте также: