История. События. Факты

Поколению 21 века ныне не представить, что немногим более полувека назад в Сургут, как поётся в песне, только самолётом можно было долететь, да ещё в период навигации по великой Сибирской реке – Объ, что железная дорога из Тюмени в Сургут придёт только в семидесятые. О данных планах местные, да и не только, говорили, что железная дорога придёт в Сургут вопреки здравому смыслу,  и это что-то за гранью возможного.

В то время очень популярной была незамысловатая песенка: «Дорога железная, как ниточка, тянется, а то, что построено, всё людям останется». Так вот эта «железная ниточка» именно так и выглядела из космоса. Об этом рассказывали приезжавшие в Сургут, город шести Всесоюзных ударных строек, космонавты.

Впервые вопрос о проектировании и строительстве железной дороги Тюмень – Тобольск —  Сургут возник в 1963 году, когда было принято постановление Совета министров СССР «Об организации подготовительных работ по промышленному освоению открытых нефтяных и газовых месторождений в Тюменской области». Уже в апреле 1964 года изыскатели института «Сибгипротранс» вышли на трассу будущей железной дороги и забили первый пикет вблизи Тобольска, где должен был появиться мост через Иртыш. В 1965 году Государственная экспертная комиссия одобрила проектное задание на строительство железнодорожной магистрали Тюмень – Тобольск – Сургут.

История возведения стальной магистрали, соединившей впоследствии «большую землю» с Севером, началась в январе 1966 года. Тогда по решению Министерства транспортного строительства СССР в Тюмень передислоцировали управление строительства «Абаканстройпуть», позднее переименованное в «Тюменьстройпуть».

Первый костыль при строительстве стальной магистрали Тюмень — Сургут был забит в 1966 году.

Десять лет шагала к Сургуту стальная тюменская магистраль, 52 месяца рос гигантский мост через Объ. Работы выполнялись в тяжелейших условиях, среди болот, тайги и вечной мерзлоты. И вот 5 августа 1975 года тысячи сургутян стали свидетелями волнующего исторического события – к железнодорожному мосту подошёл первый пассажирский поезд из 50 вагонов с грузом в четыре тысячи тонн.

Казалось весь город, до последнего его жителя, приехал увидеть результаты своего упорного труда. День был рабочий, но большинство руководителей отпустили людей своими глазами увидеть первый поезд на сургутской земле.

В вагоны поезда были посажены все мостостроители. Многие заняли «плацкарт» на крыше вагонов – и состав тронулся по рельсам. Когда проезжали через мост, видели, что внизу, на реке, скопилось много судов, и они приветствовали поезд гудками. Матросы высыпали на палубы, радуясь, махали руками. Начиная от железнодорожного моста и до въезда на станцию, по обочинам стояли люди, их было очень много. Люди пели, играли на баянах. И сегодня, спустя уже много лет, встреча первого поезда у сургутян вызывает наиболее яркое воспоминание из семидесятых годов, настолько грандиозным было это событие.

Читайте также: