Василий Александрович Тропин
Заслуженный работник здравоохранения ХМАО, врач-офтальмолог высшей категории Василий Александрович Тропин — в 2016 году отметил 70-летний юбилей. Когда общаешься с Василием Александровичем, то в эту дату веришь с трудом. Эту цифру, а вернее её составляющие, подтверждает автор статьи «Легендарный доктор Тропин» Галина Веч в книге «Сургутский район. Уроки истории», «… 52 года медицинской службы, 46 из них – в Сургутском районе». Статья читается на одном дыхании. То ли сказывается мастерство журналиста, то ли просто о хорошем человеке и писать, и читать легко и интересно.
Василий Тропин родился в Нялинских юртах (под Ханты-Мансийском). Отец его – большой труженик (из ссыльных), мать – местная. Казалось бы, в такой глуши, откуда бы взяться желанию стать врачом? Говорит, прививку любви к медицине сделал ему фельдшер Николай Степанович Ябров, в медпункт к которому Вася с младшим братом Колей частенько заглядывали. Впоследствии мальчишки для себя медицину выбрали как профессию.
В 1960 году Василий стал студентом Ханты-Мансийского медучилища (в то время фельдшерско-акушерская школа), куда принимали, в основном, выпускников школ коренной национальности. Да ещё попасть на полное государственное обеспечение было непросто. Жильё, питание, одежда, книги – всё было бесплатно, что являлось большим подспорьем для небогатой семьи, где было пятеро детей.
В 1970 году, уже дипломированным врачом, Тропин вернулся в родные края. Заведующая окрздравотделом Елена Михайловна Сагандукова — заслуженный врач СССР, депутат Верховного Совета СССР – предложила Василию Александровичу работу в Угуте в качестве заведующего больницей, предупредив: участок трудный, пять лет нет врача, всё в полном запустении. Среди коренных жителей свирепствуют и дифтерия, и парша, и трахома, и турбекулёз. Он не испугался, согласился.
«…Было, конечно, нелегко, — признавался Василий Александрович,- наверное, я единственный из сохранившихся старых врачей, который застал паршу, боролся с трахомой – у меня было 12 очагов. Сейчас врачи не знают, что это страшное вирусное заболевание с большими осложнениями вплоть до слепоты. Но мы её победили. …Мне нравилось работать с коренным населением, я нашёл с ними общий язык. Треть всей жизни в Угуте провёл я в юртах, жил по нескольку дней с ханты в одной юрте».
Из Угута Тропина перевели в Покур главным врачом. Работа по сути та же, поэтому было уже легче – наработан опыт. «Я на работе пропадал», — признаётся Василий Александрович. «Ежедневный амбулаторный приём населения, ведение стационарных больных, плановые операции, оказание экстренной медицинской помощи, обслуживание вызовов на дому – этим и многим другим приходилось заниматься мне, в том числе и принимать роды».
Возможно, до сих пор трудился бы там полюбившийся односельчанам доктор, но село передали Нижневартовскому району, а Тропина перевили в Сургут, дали квартиру и место в детском саду. При переходе в центральную районную больницу (позднее ЦРКБ, теперь – СОКБ) предложили пройти специализацию. Хотел по примеру брата Николая пойти на гинеколога, но на тот момент требовались окулисты, и он согласился. Прошел пятимесячное обучение в Ереване.
Впоследствии, Василий Алексеевич признавался, что никогда не жил для себя, а всего себя отдавал тем, кто нуждался в нём. Он и сегодня не отказывает в помощи жителям района. «Врач лечит не лекарством, а словом», — говорит он.
А ещё Василий Александрович благодарен судьбе за то, что подарила она ему золотую супругу Галину Леонидовну, с которой они достойно воспитали пятерых детей. У Тропиных богатое наследство: 10 внуков и 3 правнука. Внучки – Юлечка и Лерочка – учатся в медицинских вузах, и это очень греет сердце деда.