У истории сургутской авиации два начала.
У истории сургутской авиации два начала. Одно положено в тридцатые годы, когда в Сургуте приземлился первый самолёт (У-2). Второе совпадает с началом основания нефтегазового комплекса на Тюменском Севере (первая взлётно-посадочная полоса в Сургуте была в пос. Чёрный Мыс, ныне это дорога на речной вокзал от школы №4). Бурное его развитие в 60-е гг. вызвало необходимость строительства нового аэропорта и новой взлётно-посадочной полосы (ныне на этом месте 24, 25, 26 микрорайоны).
«На аэродроме имелось одно деревянное здание, построенное ещё в 1937 году, недалеко от причала. В одной половине его были размещены квартиры работников аэропорта, в другой: радиостанция, метеостанция, комната отдыха летного состава, кабинет начальника аэропорта Ивана Константиновича Шагунова. Проработавшего в данной должности вплоть до 1960 года» — из воспоминаний дочери Ивана Константиновича.
О необходимости обустройства новой взлётно-посадочной полосы в 1961 году в рабочем посёлке Сургут настояли геологи и, в частности, Фарман Салманов. 19 августа 1964 года начальник Уральского территориального управления гражданской авиации издаёт приказ о создании в р.п. Сургуте объединённого авиаотряда, в состав которого были включены лётный отряд и аэропорт Сургут. В то время в эксплуатации авиаотряда находились вертолёты Ми-1, Ми-4 и самолёты Ан-2. В Среднем Приобъе авиаотряд был только в Сургуте, в Нижневартовске было организовано звено вертолётов Ми-4 и самолётов Ан-2, в Нефтеюганске базировалось звено Ми-4. Первым командиром лётного отряда был назначен Михаил Васильевич Прядко.
Становление лётного и технического подразделений проходило в тяжелейших условиях. Ветераны авиаотряда о тех временах вспоминают так: «Первые годы были трудными, начинать всегда трудно. Было всё: и неустроенность быта, и изнуряющие физические нагрузки, но, вместе с тем, двигал нами высочайший энтузиазм, стремление созидать и самоотверженность, преданному делу».
С каждым годом увеличивался поток пассажиров и грузов. Самолёты Ан-2 уже не справлялись с пассажироперевозками. 14 сентября 1964 года сургутяне впервые встретили самолёт Ан-24. На грунтовой взлётно-посадочной полосе самолёт Ан-24 выглядел настоящим гигантом по сравнению со ставшими уже привычными «Аннушками».
Наряду с самолётами в Сургут стали поступать и новейшие вертолёты Ми-8 и тяжелые вертолёты Ми-6. 17 октября 1974 года в Сургуте приземлился первый вертолёт-тяжеловоз Ми-6, а вскоре в авиаотряде уже было 14 таких винтовых машин, с появлением которых начался новый этап в жизни авиаторов. При помощи мощных вертолётов были проведены уникальные работы по монтажу опор ЛЭП-500, установка радиорелейных вышек на газопроводе Уренгой – Ужгород. «По полной программе» Ми-6 использовали геологи и нефтяники. Заказчики всегда стремились использовать новейшую технику и технологию на строительно-монтажных работах, что давало высокий экономический эффект. Этой «рабочей лошади», вертолёту Ми-6, в Сургуте по ул. Аэрофлотская, 47 (напротив гостиницы «Полёт») 20 августа 2004 года был открыт памятный знак, представляющий собой оригинал вертолета Ми-6.
С ростом объёмов пассажироперевозок все острее вставала проблема со зданием аэровокзала. Построенный в 1970 году, он уже не отвечал современным требованием, и 12 июля 1975 года открылся новый аэропорт, тот самый, который, правда уже в обновлённом виде, существует до сих пор. В 1983 году Сургутскому аэропорту был присвоен первый класс, а коллектив авиапредприятия был награждён орденом Трудового Красного Знамени.
После реконструкции взлётно-посадочной полосы (2003г.) международный «Аэропорт Сургут» начал принимать воздушные суда всех классов без ограничения.