💯 Краеведческий онлайн-проект Сургутского района «Нас водила молодость в сабельный поход»

29 мая 2021 года в Сургутском районе отметят столетний юбилей Западно-Сибирского (Ишимского) крестьянского восстания 1921 года

Восстание, переросшее в гражданскую войну. Борис Васильев о гражданской войне: 

«… есть самая преступная, самая бессмысленная, самая жестокая из всех войн… В результате гражданской войны было поругано и оплёвано наше Отечество, земля отцов и дедов. В гражданской войне нет, и не может быть победителей…» 🔹

Борис Васильев

Страшной страницей вошло в историю нашего Сургутского уезда (ныне района) Западно-Сибирское (Ишимское) крестьянское восстание 1921 года. Это было время, когда брат воевал против брата, сын против отца, сосед против соседа. Сколько искалеченных, изломанных жизней! Сколько слез материнских, отцовских, вдовьих, детских было пролито! Обращение к истории этих событий особенно актуальны в этом году, когда прошло 100 лет с их начала. Да и отношение к ним сейчас неоднозначное: кто-то проклинает их, кто-то по-прежнему восхищается. Но «историю не перепишешь». В советские годы тема гражданской войны была очень популярна и нашла своё отражение в искусстве, в различных по форме памятниках и многочисленных мемориальных досках, в книгах, в фильмах и ещё в камне. 🔹 

Общие представления о жизни в Сургутском уезде и в частности — в селе Локосово — в 1921 году описаны в брошюре «Село Локосово. Годы и люди» (1999):

«Основная часть населения проживала по берегам рек и речек, которыми был богат наш край. Наиболее населёнными считались сёла Тундринское, Юганское, Локосовское, Александровское, Покурское, Вартовское, Никольское, деревни Кушниково, Вата, Пилюгино, выселки Романовский, Сармановский. Основная масса населения зарабатывала себе на пропитание промыслом рыбы, пушнины, заготовкой дров для пароходов. Никакой промышленности в уезде не было. Кустари-одиночки делали лодки, бочки, корзины и другие мелочи. На кануне событий 1921 года в Локосово находилось 24 двора с населением до 200 человек. В селе действовала церковь, иногородческая управа, в которой были оборудованы две комнаты под каталашку. Медпункт с одним фельдшером, две торговые лавки Силина и Трофимова, начальная школа с тремя классами». 🔹 

«Село Локосово. Годы и люди» (1999)

Из письма первой учительницы Локосово Ольги Андреевны Кондаковой пионерам отряда им. Вали Котика: 

«…В декабре 1917 года я приехала в Локосово, улица от управы до школы и дальше была заполнена оленями с нартами. Съехались все остяки в национальных костюмах аганские, тром-аганскиеи из населённых юрт, близлежащих к Локосово, для уплаты ясака и проведения праздника, что меня сильно и взволновало – молодую неопытную девушку 18 лет. … С приходом Советской власти инородная управа была упразднена, управлять стал Волисполком, избраны были председатель, секретарь и заведующие ЗАГСом, военным столом. Волисполком охватывал территорию сельских Советов: Нижне-Вартовский, Покурский, Локосовский и Широковский. Созданы были партийная и комсомольские ячейки. Партийной ячейкой руководил Веселовский С.А., он же и был председателем Волисполкома. Много пришлось пережить в бандитское восстание в 1921 году. Я была арестована как большевичка, бандиты ставили к стенке под расстрел, но главари Третьяков и их семьи изменили своё решение, чтобы отправить меня в Сургут, где проходили расстрелы большевиков. До прибытия в Сургут там уже были расстреляны наши старички Бабичев, Лейтман, Жуков. Красные в это время находились в Локосовом, банда Бардакова в 20 километрах от Локосово, красные сделали наступление, и под Широковым завязался бой. До вскрытия реки красные стояли в Локосово, а банда в Сургуте, где и были по вскрытию Оби разгромлены».

Из письма Ольги Андреевны Кондаковой

🔹 Жительница села Локосово, 79-летняя Раиса Никитина вспоминает:

» Папа мой, Макар Петрович, рассказывал, что когда начался мятеж, то по селениям пошёл такой приказ, что всех партизан или сочувствующих, помогавших им – расстреливать на месте, а имущество реквизировать. Уполномоченные от советской власти отправились по домам, но многих мужчин не нашли, тогда стали арестовывать взрослых домочадцев. Папа мальчишкой был, подростком, а большевики детей не трогали. Может, где-то и забирали, но у нас в селе не было такого. Женщин – это да, некоторых под конвоем отводили в комендатуру. Допрашивали. Сестру папину, тетю Валю, тоже водили на допрос, правда не пытали и не били, поскольку наша семья ни в чем таком замешана не была. Просто трудились, старались выжить в то время. Но вот соседи моей родни, семья Проводниковых, вместе с повстанцами в леса подались. Погибли в бою. Дети у них были, но о них ничего не известно. Может, в детский дом их отдали, тогда детей партизан отдавали в детдома, а может, и вместе с роднёй погибли… Началось всё с того, что стали отнимать семенной картофель. По словам папы, не у каких-то там эсеров-буржуев, а у работяг. Причём было неважно, бедняк ты или зажиточный, все должны были отдать положенную норму. Если отъём кормового хлеба люди ещё терпели, то когда стали отбирать посевной картофель – тут уже пошла коса на камень. Ведь если ничего не садить весной, то все – верная смерть для крестьянина! Вопрос борьбы за хлеб был вопросом жизни или смерти. Вот так. Когда мужики прогоняли коммунистов, да и потом, когда власть к Советам обратно перешла, папа больше прятался в избе да в погребе отсиживался. А так многие и делали! Отец говорил, особенно было страшно, когда артиллерия била, это красные штыками зимой удержать власть не могли, так по весне орудия тяжелые по воде пригнали. В общем, морозы помогли мужикам зиму пережить. Потом пришли красноармейцы, говорили, что освободили людей от бандитов. Хотя муку забирали ведь не бандиты. Вот в чём загвоздка. Думаю, нашей семье дедовское фото помогло. Дед мой был красноармейцем, занимал командную должность, но погиб в 20-м где-то на Украине. Осталось его фото с фронта, он там весь при параде, в буденовке, с шашкой. Фото это в избе на видном месте висело. Красноармейцы после всех этих событий в дом заходили, ну, и фото когда видели, расспрашивали, что да как. Уходили всегда с миром. Наверное, думали, что в такой семье на власть руку не поднимут.  До сих пор рада, что отца с матерью обошло стороной это лихолетье. Под репрессии никто ни попал, отец потом в Отечественную воевал, в 67 году умер. Родители прожили счастливую жизнь, жаль, не всем так повезло». 🔹 

Летом 1969 года в старинном селе Локосово по улице Комсомольской, на том месте, где в недалеком прошлом была небольшая храмовая площадь церкви в честь Богоявления Господня, на братской могиле погибших в бою под Широковой и замученных пленных во время крестьянского восстания 1921 года был установлен обелиск (выполненный из бетона). 

Обелиск установили взамен пришедшей в ветхое состояние деревянной пирамиды со звёздочкой. Все, кто въезжают в село по центральной дороге, не могут не обратить на него внимание. На вертикально установленной плите графически изображены два мужских и один женский профили, и три фамилии расстрелянных бандитами Третьякова: Чиркова Кристина, Чирков Михаил, Типсин Фёдор, и очень лаконичный текст: 

«Наедине с вечностью. Навсегда с нами». 🔹 

Попытка краеведа из Сургута Флегонта Показаньева установить в городском и окружном архивах фамилии погибших в бою под Широковой и похороненных в братской могиле положительных результатов не дали.

🔹 На обширной территории в прошлом Сургутского уезда (ныне района) разбросано множество братских могил и отдельных могил на территории кладбищ в черте городских и сельских поселений, среди лесов и болот людей, погибших вовремя Западно-Сибирского (Ишимского) крестьянского восстания 1921 года. Посещать эти места — значит прикоснуться к памяти отцов и дедов, преклониться перед их мужеством и героизмом в дни кровавых событий столетней давности. Времена меняются, меняются и отношения к историческим событиям. Но из истории страниц не выбросить.

…Гражданская война — трагедия народа России,
Расколовшая надвое страну,
Втянувшая всех в кровопролитную войну.
Такой ценой досталась нам свобода…

🔹 О крестьянском восстании переросшее в гражданскую войну в которой нет, и не может быть победителей, о событиях в селе Локосово Сургутского уезда столетней давности вошедшие в историю края как Западно-Сибирское крестьянское восстания 1921 года беседуем с краеведом села Локосово — Валерием Сергеевичем Кушниковым, директором школы имени Зиновия Трофимовича Скутина — Ириной Ивановной Баглай и руководителем школьного музея — Татьяной Сергеевной Сидоровой:

Читайте также: