Без права возврата

🚧 «Без права возврата» | Проект Сургутского района к 90-летию Остяко-Вогульского спецлага

Георгий Флейшман, депортированный в начале войны из Ленинграда в Локосово, вспоминает: «Неволя, словно петля на шее, душила всех, понуждая прятать личные переживания и вести себя так, как советовал поэт Тютчев: «Молчи, скрывайся и таи …». Нет слов, чтобы выразить потаенные обиды и страхи, которые, словно кошмар, преследовали отверженных и бесправных людей. Локосово военных и последующих лет напоминало типичную резервацию, где содержались под неусыпным оком государевым немцы, украинцы, румыны, калмыки, латыши и прочие изгои общества, изолированные от внешнего мира …Власти, опасаясь тайного сговора ссыльных, запрещали им пользоваться в публичных местах родным языком. Крайние затруднения испытывали калмыки, которые не владели русским языком.

… Опекали нас всемогущие коменданты. Их … всех отличало неумное стремление «качать права», получать, стращать и не пущать …». *** Из проекта «Всероссийская Акция «100 дней до Победы». О детских годах, проведённых в спецпосёлке Высокий Мыс Сургутского района, вспоминает Семён Дмитриевич Малюгин: «Судьба семьи Малюгиных была непросто трудной, а трагической. В 1930 году родителей репрессировали как кулаков и сослали в Сургутский район. Чтобы жизнь для нас, спецпереселенцев, не казалась «раем», подолгу на одном месте не держали. В конце концов оказались Малюгины в хантыйском поселении юрты Сарантеевы Сургутского района, где 5 августа 1930 года и суждено было появиться на свет мне …».

В 1942 году на фронт был призван отец – Дмитрий Александрович. Семья из пяти человек — мать Анфиза Платоновна, дедушка и бабушка, младший брат Семёна – Николай жила бедно и голодно. «… Моё детство пришлось на трудные военные годы. С 11 лет я познал, что такое тяжёлый труд в колхозе «Новый мир» в спецпосёлке Высокий Мыс. Во время войны вместе с другими ребятами посёлка работал на лесозаготовках. Не по рассказам знал, что такое добыть центнер рыбы, поймать горностая, отстрелять белку или глухаря, ухаживать за скотом, пахать, сеять и убирать урожай и многое другое. Конечно, тяжело было всем: нашим матерям, взвалившим на свои плечи мужскую работу, немощным старикам, но ещё тяжелее нам – детям, которые, по существу, не видели детства… Разве можно забыть, как со слезами на глазах от усталости и боли в спине набирал в неводник стрежевой невод на Ляминском сору, а затем на Сармановском песке, как плакал от обиды и бессилия у перевернувшегося на ухабе воза с дровами, как тонул в ледоход, вывалившись из обласа на реке, как падал от усталости, бороня днём и ночью вместе с другими ребятами пашню на пойме, чтобы успеть засеять, пока её не зальет весенняя вода …»

*** Из протокола общего собрания граждан спецпосёлка Песчаный от 15 апреля 1942 года: «К весне 1942 года в колхозе посёлка сложилось крайне тяжёлое положение с кормами для общего стада. Чтобы сохранить поголовье правление колхоза 5 апреля 1942 года принимает решение об изъятии у членов артели крыш, закрытых сеном. Обсудив данный вопрос, постановили: имеющиеся у членов артели, закрытые сеном крыши раскрыть и принять сено, взвешивая его на весах. Для приёмки сена создать комиссию из членов правления Цевелёва Гр., Павловой Евд., Харалгина Перфилия. Увеличить рабочий день до 10 часов. Принять участие в сборе средств на подводную лодку «Рыбник Севера».

*** В конце июля в Сургутский район прибыла первая партия детей из осажденного Ленинграда (всего 300 человек). Их приняли три детских дома – в спецпосёлках Ямском (детский дом №82), Песчаном (директор А.Н. Котляренко) и в селе Сургут (директор А.Е. Непомнящих). Из докладной записки начальника Сургутского РО НКВД младшего лейтенанта госбезопасности Долгачева «… в районе имеются три детских дома, эвакуированных из Ленинграда: детдом № 13 в поселке Ямском, детдом № 82 в поселке Песчаном, Сургутский детдом. В Ямском — 101 ребенок от 3 до 15 лет, 53 мальчика и 49 девочек. Во всех детдомах руководители и воспитательский состав из Ленинграда». От трудящихся Сургута для эвакуированных детей поступило: 761 рубль деньгами, 48 метров мануфактуры и 190 разных вещей. Материальную заботу проявили сотрудники райпотребсоюза (уполномоченный Булатова), от них поступило в комиссию 245 рублей и 12 вещей, в том числе пальто, 5 платьев, рубашки для мальчиков и девочек, чулки и посуда. От коллектива пищепромкомбината (уполномоченный Романова) – байковое одеяло, подушка, пальто, 2 рубашки, посуда и 180 рублей. От сотрудников Заготживсырья (уполномоченный Коскина) – 90 рублей. От Дома культуры (уполномоченный Сабурова) – 250 руб. На собранные деньги приобретались вещи и оборудование.

*** Во время войны и в послевоенные годы колхоз «Авангард» (спецпосёлок Новый Покур) получал хорошие урожаи зерновых. Для переработки зерна правление колхоза решило построить мельницу. Так в 1945 году на высоком холме силами колхозников была построена ветряная мельница. Строительство вели мастера Кисов Михаил Петрович, Сорокин Вавил Ильич — это он тайно вывез с собой чертежи мельницы при раскулачивании, кузнецы Кудряшов Михаил с сыном Фёдором и внуком Александром. В конце 1945 года зерно уже мололи на мельнице, а муку выдавали за трудодни колхозникам. Мельником работал Кудряшев Михаил, после него – Сорокин Вавил. 📝

Для справки:

В Сургутском районе в канун 90-летия одного из самых больших на севере Тюменской области Остяко-Вогульского спецлага запланирован комплекс мероприятий под названием «БЕЗ ПРАВА ВОЗВРАТА …» (Остяко-Вогульский спецлаг — подразделение НКВД, осуществлявшее руководство системой исправительно-трудовых лагерей Берёзовского, Кондинского, Самаровского, Сургутского районов ч 1930 г.).

Впервые совместные мероприятия города Сургута и Сургутского района «Без права возврата …» были организованы и проведены 30 октября 2015 года в городе Сургуте в микрорайоне «Чёрный Мыс» (в прошлом спецпосёлок), одним из сегментов которого стала встреча репрессированных в 30-е и 40-е годы прошлого столетия, проживающих на территории Сургутского района. В 2020-м году одним из значимых событий комплекса мероприятий станет церемония установки закладного камня памятника «ЖЕРТВАМ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕПРЕССИЙ 30-х, 40-х гг. ХХ века» в посёлке Высокий Мыс с.п. Тундрино 30 октября — в День памяти жертв политических репрессий. 💬

«День памяти жертв политических репрессий» в стране называют по-разному, различно к нему и отношение россиян. Но неизменно одно, в этот день вспоминают события 30-х, 40-х годов, вспоминают о жертвах, принесённых в угоду политике государственного террора против собственного народа, о чём Борис Пастернак писал: «Политика нечеловеческой власти лжи». Вспоминают о клеймённых клеймом «враг народа», «ссыльный», «колонок», «кулак». Вспоминают и тех, кого обвинили в «отклонении от линии партии» и тех, кто попал в списки Остяко-Вогульского спецлага Государственного управления исправительно-трудовых лагерей, более известных под аббревиатурой ГУЛАГ. 04

Читайте также: