Без права возврата

Культурная отсталость населения района, наблюдавшаяся в 30-е годы в Сургутском районе, к началу войны 1941 года была преодолена. Все дети спецпереселенцев школьного возраста были охвачены обязательным начальным образованием, взрослые – частично через систему ликбеза. К 1937 году в районе действовало 27 школ, из них 9 – в национальных поселениях. Учёбой охвачено 2067 детей, в том числе дети ханты и ненцы. Реформа в народном образовании, совпавшая с периодом раскулачивания (30-е годы), потребовала дополнительное число учителей. Наркомпрос и ОГПУ пошли на временный компромисс – привлекли на учительские должности лиц, высланных на спецпоселение. Но уже в апреле 1932 года был разослан циркуляр ГУЛАГа ОГПУ, констатировавший, что педагоги-спецпереселенцы используются неправильно, особенно учителя обществоведения.

Особо стоял вопрос об использовании труда ссыльной интеллигенции. Осенью 1931 года сложилась острейшая нехватка медицинского персонала в спецпосёлках. Мобилизация врачей и среднего медицинского персонала, проведённая Наркомздравом РСФСР и облздравами на местах, не дала ожидаемых результатов. На 10 февраля 1932 года в Уральской области обслуживали спецпереселенцев 285 фельдшеров, из них 217 – спецпереселенцы. Постановлением СНК СССР от 16 августа 1931 года было разрешено оставить на службе работающих в спецпосёлках врачей и фельдшеров из числа спецпереселенцев. Труд служителей культа считался бесполезным, непроизводительным. Содержать священников за счёт прихожан при их стремительном уменьшении было сложно. В последнем протоколе общего собрания верующих Сургута от 27 февраля 1930 года записано: «Принимая во внимание, что община — 59 человек верующих, незначительная и содержать церковь не в силах, общее собрание верующих от пользования такового (здания) отказывается…». Решением Президиума ТОБОКРИКА от 12 марта 1930 года (протокол № 96, 36) здание Сургутской Троицкой церкви было закрыто.

В апреле 1930 года Президиум Сургутского райисполкома удовлетворил ходатайство Сургутской консервной фабрики передать часовню под красный уголок. Для нужд рыбоконсервной фабрики, строящейся на Чёрном Мысу, разобрали кирпичную ограду храма, сам храм переоборудовали в дом культуры. В таком качестве строение храма пробыло не более года. В 1935 году по решению райисполкома здание храма продано райпотребсоюзу за 12 тыс. рублей (под пекарню). В конце 30-х годов заброшенное здание окончательно было уничтожено.

К концу 30-х годов в Сургутском районе осталось всего 5 церквей. Из них: в Тундринской (Пантелеймоновская) и Покурской церквях размещались клубы; Юганская (Богоявленская церковь) до 1940 года была просто закрыта; Пилюгинскую часовню в мае 1930 года согласно постановлению начальника административного отделения определили под красный уголок; Локосовская (Богоявленская церковь) в 1939 году передана в распоряжение сельсовета.

28 августа 1941 года — особая дата для немецкого населения на территории Советского Союза. Распоряжением НКВД и постановлением ГКО было депортировано всё немецкое население европейской части СССР. Для многих депортированных местом ссылки стала Сибирь. В Омскую область (куда в то время входил и Сургутский район) было направлено 24300 семей. Принудительно депортировали проживавших в Ленинграде и его окрестностях финнов. Но их правовое положение выглядело предпочтительнее, чем у немцев. Первыми мигрантами, прибывшими на территорию Сургутского района, по этническому признаку стали польские осадники — «беженцы». Наряду с осадниками были также депортированы и те польские граждане, которые бежали из оккупированных Германией районов. В августе 1941 года ссыльные поляки получили удостоверения, освобождавшие их от обязательной регистрации в органах НКВД, и первое время они могли свободно выезжать из спецпосёлков.

Читайте также: