Без права возврата

Неверно думать, что «конвейер» по уничтожению собственного народа начал набирать обороты в 1937 году. Выдержка из статьи «Оглянись, здесь стояла деревня…» журнала «Югра», №10, за 2007 г.: «… прежде, чем свезли сюда людей, была послана экспедиция во главе с землеустроителем Виктором Григорьевичем Балиным. Они подбирали места под застройку посёлков для крестьян, которых власть выслала на Север на «перевоспитание». И было это в августе-сентябре 1930 года.

К 1932 году, по данным ОГПУ, в Остяко-Вогульском национальном округе находилось 6459 семей спецпереселенцев. Это 30243 человека, среди них 9296 женщин, 11402– дети до 16 лет. Для них были обустроены 56 спецпереселенческих посёлков в Берёзовском, Кондинском, Самаровском, Сургутском районах. В последующие годы число ссыльных то увеличивалось, то даже уменьшалось в связи с высокой смертностью и побегами спецпереселенцев.

Следует отметить, что определить точные данные числа ссыльных, размещенных на территории Остяко-Вогульского округа, на сегодняшний день достаточно сложно, так как подробный учет ссыльных велся только по живым спецпереселенцам, а документов, содержащих сведения о смертности, побегах и т.п., не обнаружено. Также не найдено документов, содержащих половозрастной, национальный, религиозный и социальный состав ссыльных.

Читайте также: