💯 ДНЕЙ ДО ПОБЕДЫ | 29 АПРЕЛЯ 1945 ГОДА

✅ Советские войска штурмовали ратушу и резиденцию Гиммлера

В этот день 75 лет назад части Красной Армии вели бои на улицах Берлина в непосредственной близости от рейхстага.

«Войска 1-го Белорусского фронта, продолжая вести уличные бои в Берлине, овладели городским районом Моабит, Ангальтским вокзалом и заняли 177 кварталов в центральной части города», — сообщило Совинформбюро в сводке на 29 апреля 1945 года. » Войска 1-го Украинского фронта вели уличные бои в юго-западной части Берлина и заняли южную часть городского района Вильмерсдорф до Берлинер штрассе, железнодорожные станции на окружной железной дороге», — говорится в сводке.

«29 апреля в центре города развернулись наиболее ожесточенные сражения, — писал маршал Жуков. — Батальон капитана Бобылева получил задачу пробиться к ратуше. Наших воинов встретил такой сильный шквал огня, что продвижение по улице стало просто невозможным. Под огнем противника саперы закладывали тол и одну за другой взрывали стены домов. Еще не успевал разойтись дым от взрывов, как в проходы бросались штурмовые группы и после рукопашной схватки очищали от неприятеля здания, прилегающие к ратуше. В бой были введены танки и тяжелые самоходные орудия. Несколькими выстрелами они разбили тяжелые железные ворота ратуши, проделали пробоины в стенах, одновременно ставя дымовую завесу. Все здание заволокло густым дымом».

Советские бойцы «закидали вестибюль и коридоры ручными гранатами. Младший лейтенант К. Г. Громов пролез на крышу. Сбросив на мостовую фашистский флаг, Константин Громов водрузил над ратушей наше Красное знамя».

Генерал-полковник В.М.Шатилов вспоминал: «Пехота дивизии двинулась в атаку. Цель — «дом Гиммлера» (министерство внутренних дел и канцелярия рейхсфюрера). Это последняя преграда на пути к рейхстагу. Всю ночь длился в доме тяжелый бой. Дрались за каждую комнату, за каждый этаж. Против нас оказались курсанты морской школы из Ростока. Их сбросили в центр города на парашютах с транспортных самолетов и приказали любой ценой задержать продвижение наших войск к правительственным зданиям. Около 400 курсантов попали к нам в плен, часть была перебита, а часть отошла к рейхстагу. Мне пришлось разговаривать с их командиром, который заявил, что «все равно мы вас победим, у нас с часу на час появится новое оружие». А какое, никто из пленных не мог сказать».

«Нужно было совершенно точно нанести удар по району Моабит и резиденции Гиммлера на восточном берегу Шпрее, — вспоминал маршал авиации Руденко. — Этот район прикрывался фашистскими истребителями и зенитчиками. Как только появились там наши самолеты, те открыли ожесточенный огонь. Но «Петляковы» во главе с майором А. Ксюниным уже образовали над Моабитом вертушку. Пикируя с двух тысяч метров, они обрушили бомбовый груз на цель».

«Наши части настолько сблизились с противником в центре Берлина, — писал маршал Руденко, — что мы отменили боевые вылеты, опасаясь ударить по своим. Командиры наземных войск, однако, просили прислать самолеты, убеждали нас: «Пусть они не бомбят и не стреляют, а пройдут раз-другой на бреющем над фашистами. Услышав гул, они прячутся, перестают вести огонь. Нам это только и нужно, чтобы ворваться в опорный пункт». Пришлось разрешить холостые вылеты штурмовиков, которые одним своим появлением наводили на немцев ужас».

«К 29 апреля я уже был в пятом танке, — вспоминает бои в Берлине танкист Александр Колесников. — Из его экипажа спасли лишь меня одного. Фаустпатрон разорвался в моторной части нашей боевой машины. Я находился на месте наводчика. Механик-водитель схватил меня за ноги и выкинул через передний люк. После этого начал выбираться сам. Но не хватило буквально нескольких секунд: начали рваться снаряды боеукладки, и механик-водитель погиб. Очнулся в госпитале 8 мая».

«Красная звезда» пишет о боях в берлинском метрополитене: «Обнаружив немцев ночью в тоннеле, советские саперы быстро замуровали его в двух местах, преградив немцам путь вперед и назад. Два дня сидели гитлеровцы в ловушке, а на третий капитулировали. Здесь было взято в плен 120 рядовых и 4 офицера.

✅ Завещание Гитлера

В этот день в Берлине в бункере рейхсканцелярии Гитлер подписал завещание, в котором попытался снять с себя ответственность за развязывание войны. Перед смертью фюрер «за переговоры с врагом» изгнал из партии Геринга и Гиммлера и назначил своим приемником гросс-адмирала Деница.

📅 29 АПРЕЛЯ 1945 ГОДА В СУРГУТСКОМ РАЙОНЕ

✅ Комсомолец Иван Ефимович Покачев родился в 1920 году на реке Колэн Явэн (Еловая речка) Русскинского сельского совета Сургутского района.

До призыва на войну в мае 1941 года работал бригадиром рыбаков, охотников.

За долгие годы войны рядовому пехотинцу Ивану Ефимовичу пришлось освобождать многие города и сёла нашей необъятной страны. После капитуляции фашисткой Германии Иван Ефимович с однополчанами были переброшены на Восточный фронт, где до 1947 года воевали с милитаристской Японией.

За боевые заслуги красноармеец Иван Ефимовичуказом Президиума Верховного Совета СССР от 09.05.1945 г.был награждён медалью «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», за участие в боевых действиях против японских империалистов указом от 30.09.1945 года награждён медалью «За Победу над Японией».

Вернувшись с войны, Иван Ефимович продолжил трудиться на промыслах Русскинского сельского совета Сургутского района, добывая рыбу, пушнину.

Умер Иван Ефимович Покачев от осколочных ран 08.02.1950 года.

Похоронили его на родовом кладбище возле реки Колэн Явэн.

Информацию о Покачеве И.Е. предоставила Татьяна Андреевна Сайнакова, с.п. Русскинская Сургутский район.

✅ Ветеран Великой Отечественной войны Иван Петрович Борисов родился (30.09.1916 г.р.) в селе Горшково Челябинской области в семье, которую в феврале 1930 года раскулачили и сослали в спецпосёлок Чёрный Мыс Сургутского района. На тот момент Ивану исполнилось 14 лет.

О том, что на Советский Союз напала фашистская Германия, как и многие другие, услышал по радио. Первая попытка попасть на фронт была неудачной – медицинская комиссия выдала заключение «негоден по зрению». Несостоявшегося солдата вернули домой. А в июне 1944 года снова пришла повестка. Сначала Ивана Петровича зачислили в 19-й артиллерийский полк, а через неделю отправили в десантную часть в Ивановскую область зенитным пулемётчиком.

В январе 1945-го по приказу Сталина десантные части были расформированы в наземные. И уже «по земле» они сразу были отправлены на фронт. Так Иван Петрович оказался в войсках 3-го Украинского фронта в 114-й гвардейской дивизии 350-м гвардейском полку. Освобождал Венгрию, участвовал в прорыве обороны Будапешта. А потом была Австрия — взятие Вены. В составе своей дивизии дошёл до Карпат, пока в конце апреля 1945-го дивизию на позиции не сменила четвёртая горная армия. А их перебросили на второй Украинский фронт в Чехословакию. Не дойдя до Праги всего 80 километров, узнали, что война закончилась.

Иван Петрович награждён медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» и другими юбилейными наградами.

Из армии демобилизовался в марте 1946 года. Вернувшись домой, продолжил работать в бухгалтерии сельхозартели. В 1953 году стал председателем сельхозартели «Новая жизнь», но вскоре несколько артелей объединили, и он снова вернулся к работе в бухгалтерии, где и проработал до пенсии 1971 года.

Иван Петрович ушёл из жизни 01.12.2006 года, похоронен на Чернореченском кладбище города Сургута.

Информацию о ветеране И.П. Борисове предоставила его дочь Ольга Ивановна Хамова (Борисова)

Читайте также: