💯 ДНЕЙ ДО ПОБЕДЫ | 13 АПРЕЛЯ 1945 ГОДА
✅ Вена взята
Войска 3-го Украинского фронта при содействии войск 2-го Украинского фронта 13 апреля 1945 года овладели Веной. «Офицеры Калинбет и Грозов одними из первых ввели свои подразделения в город, — рассказывает «Красная звезда» о последних часах боев. — Теперь они уже хозяева многих кварталов, но ряд улиц им еще предстоит очистить. Сталинградцы, они хорошо знают и понимают, что такое уличные бои. Штурмовые группы блокируют дом за домом. В то время как эти подразделения освобождали кварталы Вены от противника, артиллеристы майора Пасмурова, расставив свои орудия на берегу Дуная, вели огонь по немецкой пехоте».
«Советские отряды, усиленные артиллерией, штурмом брали каждое здание, — сообщило Совинформбюро. — Вчера наши части прорвались к Северному вокзалу и прижали гитлеровцев к Дунаю. Один наш боец случайно обнаружил подземный ход, ведущий к реке. Через этот ход советские подразделения проникли в тыл противника и внезапно атаковали немцев. Всю ночь, не утихая ни на одну минуту, шли упорные уличные бои».
«Одно случайное обстоятельство принесло большую пользу нашим наступающим частям, — писали «Известия». — Немцы зажгли газовый завод, как зажигали они в Вене многие другие предприятия. Густой дым повис над городом. Двое суток стоял он в улицах и переулках. Под его прикрытием советские воины совершили новый стремительный бросок от арсенала до берега Дунайского канала. Это было проделано так стремительно и дерзко, что немцы отошли, бросив свой госпиталь, в котором оказалось 1,2 тыс. раненых солдат и офицеров».
«Последним и, пожалуй, самым серьезным препятствием на пути наших войск оказался Дунайский канал. Каменная облицовка берегов, восьмиметровая глубина, 40-метровая ширина сделали его настоящим барьером на пути к районам, расположенным на противоположном берегу. Однако этот барьер был взят».
«В городском сражении новости распространяются с быстротой пожара, — пишет корр. «Красной звезды». — Уже все знают, что наши офицеры разыскали на городском кладбище могилы Бетховена и Штрауса, очистили их от всякого хлама, которым они были завалены, и возложили венок красных роз на могилу Штрауса. На площади фельдмаршала Шварценберга гвардии рядовой Четвериков, ротный повар, по собственной инициативе начал кормить детей рисовой кашей. Сразу же перед его походной кухней выросла очередь исстрадавшихся, замученных матерей и ребят, потерявших родителей в суматохе боя».
По данным Совинформбюро «на всех фронтах за день подбито и уничтожено 70 немецких танков и самоходных орудий. В воздушных боях и огнем зенитной артиллерии сбито 40 самолетов противника».
✅ Траур по Рузвельту
Газеты сообщают о том, что «Совет народных комиссаров СССР предложил всем советским государственным учреждениям в Москве вывесить на своих зданиях траурные флаги по случаю кончины президента США Франклина Д. Рузвельта». «В Государственной публичной библиотеке имени Салтыкова-Щедрина открылась выставка, посвященная памяти скончавшегося президента Соединенных Штатов Америки Франклина Рузвельта», — передал корр. ТАСС из Ленинграда.
✅ Клементина Черчилль в Ленинграде
ТАСС сообщает о пребывании Клементины Черчилль в Ленинграде. «Г-жа Черчилль выезжала в Петродворец на места варварских разрушений, произведенных немецкими захватчиками, ознакомилась с выставкой «Героическая оборона Ленинграда». Покидая выставку, г-жа Черчилль сделала в книге почетных посетителей следующую запись: «То, что я видела сегодня, помогает мне понять, еще яснее осознать чудесную твердость и героизм граждан Ленинграда. Память об этом будет жить со мной всю мою жизнь».
📅 13 АПРЕЛЯ 1945 ГОДА В СУРГУТСКОМ РАЙОНЕ
Филипп Фёдорович Тоярков был призван на фронт в 1942 году из села Сургут Тюменской области. Пропал без вести за несколько дней до Победы в конце апреля 1945 года.
Где погиб? Чем занимался до войны? Есть ли потомки, родные? Ничего об этом не было известно до недавних пор.
Филипп Фёдорович работал с 26 июля 1939 года заведующим Райфо в Сургуте. На фронт Филипп Фёдорович попал не сразу. Сначала был направлен на учёбу в Военно-политическое училище в город Москву, затем Житомирское военное пехотное училище, и только в июне 1944 года попадает на фронт, в качестве командира стрелкового взвода 1090, стрелкового полка, 323 Брянской Стрелковой дивизии, I-го Белорусского фронта.
Последнее письмо от Тояркова было датировано 13.04.1945 г. Линия фронта, где в это время сражалась его дивизия, проходила уже на территории Германии, в 20 км южнее Берлина.
Вот сводки боёв Брянской дивизии тех дней:
«…С 16-20.04.1945 г. части дивизии совершили марш из г. Цибенген.
16.04.1945 г. переправились на западный берег р. Одер, вели наступательные бои и отбивали контратаки противника.
20.04.45 г. — на участке Маркендорф заняли исходное положение для проведения разведки боем. После артподготовки решительной атаки части дивизии прорвали оборону противника и при продвижении овладели Лихтенбергом.
В ночь на 24.04.1945 г. части дивизии вышли из боя и, совершив маршбросок , переправившись через канал Одер-Шпрее, сбив боевое охранение противника на восточном берегу р. Шпрее, разгромили до двух рот противника. 25.04.45 г. возобновили наступление и с боями преследовали его до 29.04.1945 г.»
Где-то в этом промежутке дней пропал без вести командир взвода, 34-летний лейтенант Тоярков Филипп Фёдорович. Как пропал, в каком из боёв, есть ли захоронение, теперь никто этого не знает, остались только сухие строчки отчётов, рапортов. «Лейтенант, командир стрелкового взвода 1-го Белорусского фронта. Возможно, исключён из рядов Советской армии, как пропавший без вести в апреле 1945 года».
Запрос в гос. архив на без вести пропавшего в апреля 1945 г.
командира стрелкового взвода 1090, стрелкового полка,
323 Брянской стрелковой дивизии,I-го Белорусского фронта
Филиппа Фёдоровича Тояркова. 17.11.1950