«История. События. Факты».

С ростом объёмов промышленного производства во второй половине ХХ века район становится мощным многофункциональным транспортным узлом в продвижении грузовых и пассажирских потоков. На территории района присутствуют все виды транспорта: речной, воздушный, железнодорожный, автомобильный, трубопроводный.

В феврале далёкого 1931 года в селе Сургут, на поле, где летом местные жители пасли коров (это между рек Кривуля и Сайма), впервые приземлился самолёт У-2. Посмотреть на диковинный летательный аппарат собрались и стар и мал. За год в Сургут было совершено менее десятка рейсов, и каждый из них был целым событием в жизни сургутян.

Через четыре года, в марте 1935 года, был совершён первый авиарейс Сургут – Самарово (ныне Ханты-Мансийск).

До 1938 года сургутская площадка для приёма самолётов входила в состав Главного управления Северного морского пути, а с 1938 года была передана в состав  Аэрофлота. Регулярных рейсов тогда не проводилось, только по специальным заявкам Главсевморпути. В период с 1936 по 1938 гг. было выполнено 109 самолётовылетов, перевезено 125 пассажиров, 1115 килограммов багажа и 210 килограммов почты.

В годы Великой Отечественной войны развитие гражданской авиации не только в Сургуте, но и в стране, прекратилось и возобновилось только в начале 50-х годов. По-прежнему рейсы в Сургут и район совершали самолёты У-2 (переименованные в 1944 году в ПО-2 в честь их конструктора Н.И. Поликарпова).

Место для первой взлетно-посадочной полосы раскорчевали спецпереселенцы спецпосёлка Черный Мыс. Ныне на этом месте дорога на речной вокзал, между универмагом «Сургут» (снесён по ветхости) и школой №4. Начальником аэропорта был в те годы участник Великой Отечественной войны, бывший военный лётчик – Иван Константинович Шагунов. Хоть должность Ивана Константиновича и значилась как начальник, делать ему приходилась всё самому: и билеты на рейсы продавать, и самолёты принимать,  благо жил он тут же, в здании аэропорта, построенном ещё в 1937 году.

Вместе с Шагуновым работал ещё один фронтовик Еремей Дмитриевич Скобелев. Механик, как говорится, от Бога, для которого не было тайн в авиационных моторах. Техническое обслуживание прилетающих самолётов проводили авиамеханики Владимир Христофорович Юнг, Владимир Тимофеевич Перевалов, Юрий Михайлович Слинкин и сын Скобелева Геннадий Еремеевич.

В 1955 году на лётном поле Сургута стали базироваться два самолёта ПО-2, а немного позже на сургутскую землю стали совершать посадку самолёты Ан-2 – это был большой и современный самолёт. На борту «Аннушки», как любовно прозвали его пилоты, размещалось 10-12 пассажиров. Именно эти самолёты открыли первые регулярные рейсы в Тюмень. В летнее время вместе с Ан-2 перевозки грузов и пассажиров осуществлял и гидровариант этого самолёта Ан-2В, который был оборудован поплавками и мог совершать посадку на воду. Гидропорт для таких самолётов был оборудован в устье Чёрной речки, там где сейчас располагается ГРЭС-2.

Трудно переоценить значение этого небольшого самолёта в деле освоения Северного Приобья. В книге «Сибирь – судьба моя» Фарман Курбанович Салманов писал: «Отличный, превосходный самолёт Ан-2! Для геологов и геофизиков, работавших в условиях тюменского Севера, небесная «Аннушка» была незаменима».     

Читайте также: